Согласно Закону Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», ежегодно до 5 мая должна выплачиваться разовая денежная помощь в таких размерах: участникам боевых действий, инвалидам войны I, II и III групп, соответственно, по 5, 10, 8 и 7 минимальных пенсий по возрасту. В прошлом году эти выплаты должны равняться 3,5; 7; 5,6 и 4,9 тысяч гривен. Но такие деньги нам еще никогда не выплачивали. В частности, инвалиды войны I группы - участники боевых действий получили не семь, а одну тысячу гривен. Меньше получили ко Дню Победы и ветераны других категорий.
- Почему? - Спрашивают редакцию участники войны и члены их семей.
Особенно участились такие обращения после публикации в газете «Урядовый курьер» от 20 ноября 2010 консультации директора Департамента пенсионного обеспечения Министерства социальной политики Украины Николая Шамбира, в которой он оправдывает уменьшение разовой денежной помощи тем, что она «выплачивается в размерах, определяемых Кабинетом Министров в пределах бюджетных назначений, установленных Законом Украины «О государственном бюджете».
- Так что же важнее - госбюджет или Закон Украины «О статусе ветеранов войны ...»? - Переспрашивают люди пожилого возраста.
Ответ на этот вопрос поступил в письме полковника юстиции в отставке, инвалида войны I группы Константина Ивановича Яковлева из Черкасс.
Автор консультации, утверждая, что сумма выплат уменьшена на основании Закона Украины «О Государственном бюджете», умалчивает, что такое уменьшение не отвечает требованиям права и Конституции Украины, которая имеет наивысшую юридическую силу. То есть остальные законы и нормативно-правовые акты должны ей соответствовать. В частности, в 22 ст. Конституции отмечено: «При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод».
Да и в ст. 4 Бюджетного кодекса Украины сказано, что при осуществлении бюджетного процесса положения нормативно-правовых актов применяются только в части, в которой они не противоречат положениям Конституции Украины. Однако вопреки Закону Украины «О статусе ветеранов войны ...» и Конституции Украины денежная помощь ветеранам войны в государственном бюджете уменьшена.
Неправомерность этого подтверждена решениями Конституционного Суда Украины от 01.12.2004 г. и 09.07.2007 г. А в решении Конституционного Суда Украины от 25.05.2008 года сказано, что стремление государства к сбалансированности госбюджета не может быть основанием для сокращения социальных гарантий и прав граждан. Государство по своему усмотрению через закон о государственном бюджете не может отказаться от взятых на себя финансовых обязательств, установленных законом и другими нормативно-правовыми актами.
Выполнить требования Конституции Украины при осуществлении бюджетного процесса, применить положения нормативно-правовых актов только в части, в которой они не противоречат Конституции Украины при выплате денежной помощи ко Дню Победы ветеранам войны, требуют решения многих судов, куда ветераны обращались с исками.
В консультации замалчивается то, что Конституционным Судом Украины статьи госбюджета, которые касались приостановки льгот, компенсаций и гарантий населению признаны неконституционными и утратившими силу.
Замалчивается и решение КС Украины, в котором отмечается, что Верховная Рада не полномочна при принятии закона о государственном бюджете Украины включать в него положения о внесении изменений в действующие законы, приостанавливать действие отдельных из них и каким-либо образом изменять определенное другими законами правовое регулирование общественных отношений.
Замалчивается также постановление Верховной Рады Украины от 23.02.2007 г. «О состоянии выполнения законодательства Украины относительно социальной, правовой и материальной защиты ветеранов войны», в котором сказано: «... не вносить изменения в законодательство, которые бы ограничивали социальные права ветеранов и инвалидов войны, противоречили Конституции Украины ».
Этим постановлением Кабинета Министров Украины предложено принять дополнительные меры по выполнению в полном объеме Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».
Не следует оставлять без внимания и правовые принципы.
Например, если в специальном нормативном акте вопрос решается иначе, чем в общем, то должен применяться специальный. Бюджет имеет общий характер, ибо он касается всех граждан, а Закон «О статусе ветеранов войны ...» является специальным актом, поскольку он касается лишь определенной группы лиц.
В правовом государстве, которое мы строим, должна выполняться Конституция и законы, соответствующие ей, а не ведомственные разъяснения и консультации.
От редакции. На недавней встрече с представителями силовых структур вице-премьер-министр Украины - министр социальной политики Сергей Тигипко заявил, что правительство пытается выполнить свои обязательства перед льготными категориями граждан, но сейчас для стопроцентного удовлетворения их потребностей в госбюджете просто нет денег.
|