или Как бывшие военные формируют нынешнее гражданское общество УкраиныСобытия у стен Верховной Рады на прошлой неделе при кажущейся, на первый взгляд, повторяемости социального протеста по-украински, имели, на самом деле, беспрецедентные общественно-политические проявления. О них почему-то подзабыли или не заметили в СМИ. Новостные телесюжеты и пространные газетные публикации детально рассказывали либо о царившей на подступах к парламенту и внутри ее потасовке ветеранов-афганцев со стражами порядка, либо - об аспектах ожидаемых социальных потерь.
Между тем, эти события можно смело вносить в анналы истории независимой Украины, и они могут стать отправной точкой для изменения политической погоды в стране. Почему? Бунтари без поводырей Во-первых, впервые у здания законодательного органа страны собрались в таком количестве (по разным оценкам, от 10 до 12 тысяч человек) представители льготных категорий населения, среди которых большинство составляли воины-афганцы, ветераны всех родов войск, участники локальных конфликтов и войн в горячих точках планеты. Столько одновременно митингующих в воинской форме и с боевыми наградами Украина еще не видела. Во-вторых, а может быть, во-первых, впервые столь мощное протестное движение было рождено не по призыву депутатов, парламентских и иных партий, а по инициативе снизу - в среде общественных организаций. Рождено по зову пользующихся наибольшей поддержкой и степенью доверия общественных активистов. Среди знамен и атрибутов митингующих практически не было заметно ни партийных штандартов, ни призывных или, напротив, уничижительных, опять же, с партийной символикой, лозунгов и транспарантов. В-третьих, впервые рукопашные стычки между «афганцами», десантниками и просто нормальными мужиками-ветеранами (прошедшими боевой огонь, воду и медные трубы) с милицейскими кордонами не сопровождались остервенелым злоупотреблением со стороны последних дубинок, слезоточивого газа и иных «инструментов примирения». И это несмотря на то, что было «несанкционированное», как пишут в милицейских протоколах, проникновение в здание органа .государственной власти. Противоборствующие стороны разделяло... время принятия присяги. Те, кто сегодня сдерживал натиски активистов, со временем могут оказаться на их месте... Был получен наглядный урок: с кем может быть народ (в милицейской форме) и армия (в смысле бывшая) в случае возникновения социальных и иных катаклизмов, к которым ведут те или иные действия политиков, не желающих обременять себя «советом с народом». В-четвертых, впервые народные депутаты (о чем свидетельствуют показания отдельных их представителей) были столь сильно напуганы размахом акции протеста и решимостью демонстрантов, из-за чего, не таясь (!) друг от друга, в спешке снимали депутатские значки - символ индульгенции от любых поползновений на их свободу со стороны правоохранительных органов. И при этом, ничуть не стыдясь быть осмеянными со стороны коллег из противоборствующих лагерей, «делали ноги» из парламента через подземные тоннели по ул. Грушевского, ведущие к зданию комитетов Верховной Рады. Сказалось не только предупреждение во время открытия дневного заседания спикера Владимира Литвина: «Если вы считаете, что кто-то останется в этом сессионном зале после того, как зайдут сюда люди, то, я думаю, вы глубоко ошибаетесь». Дало о себе знать, по-видимому, и понимание другого: украинский бунт, равно как и русский, тоже может быть кровавым и беспощадным. В-пятых, впервые среди митингующих у Верховной Рады не было политических разногласий (за «Батькивщину» или за Партию регионов), этнонациональных споров о «титульной нации» и «державной мове», регионального деления на «схидняков» и «захидняков». Потому, что была другая важная для всех идея - социальной справедливости. Она стала примирительной и одновременно активизирующей идеей национального единства людей. И она же стала подсказкой на волнующий многих власть предержащих вопрос: как проводить непопулярные реформы и какие для этого использовать средства. А их следовало бы проводить не путем принуждения (как это пытались сделать депутаты, намереваясь принять во втором чтении и окончательно ущемляющий интересы десятков тысяч людей закон), а посредством обсуждения с народом, поиском компромисса и достижения согласия, которое с неизбежностью последует после них. В-шестых... Впрочем, и этих пяти уроков достаточно, чтобы с известной долей оптимизма спрогнозировать: события сентября 2011 года могут стать отправной точкой для формирования в Украине настоящего гражданского общества. Того самого, в основе которого могут быть не культурно и этнически однородная нация (о чем говорили во время «оранжевой революции» на Майдане, но что так и не стало катализатором роста гражданской активности населения после нее), а «разнородная» общность на основе социальной активности и, повторюсь, социальной справедливости. Но коль мы заговорили об уроках резонансного события, то самое время вспомнить об «учителях» и «домашних заданиях». Льготы - вне закона Именно так намерены были поступить депутаты в случае принятия законопроекта № 9127. Он предусматривает, что размеры социальных доплат - чернобыльцам, ветеранам войны и труда, жертвам нацистских преследований, детям войны, воинам-афганцам и т. д. - устанавливает не Верховная Рада, как это зафиксировано сегодня в законах, а Кабинет министров. Причем, последний в определении шкалы льгот и перечня льготников будет исходить из заложенных для этих целей денежных средств в бюджете. При этом, те, кто будет судиться с государством, могут и не получить «причитающуюся» ему долю. Если льготника не будет в числе первых истцов, а выплаты раньше получат другие «братья по несчастью», то ему в течение года может и не «светить» ранее обязательная по закону материальная помощь. А размеры соцпомощи немалые. Дети войны, к примеру, имеют право на 30-процентную надбавку к ежемесячной минимальной пенсии, большинство льготников - на бесплатный проезд и 50-процентную оплату коммунальных услуг. Имеют. Но уже давно не получают в полном объеме. Все годы независимости шла популистская политика народных избранников, штамповавших законы без учета реальных возможностей бюджета. Таких социальных долгов накопилось на сегодняшний день на сумму, равную трети бюджета, - около 130 млрд. грн. С 2000-го года, в бытность премьерства Ющенко, конкретные соцвыплаты льготникам начали регулировать постановлениями Кабмина. Естественно, в сторону их уменьшения и с учетом бюджетных предписаний. И что интересно: инициировать отмену или пересмотр того или иного социального закона не пытался ни один депутат... Полетели монеты, а могли- и камни... С одной стороны, навести порядок в «льготном» вопросе - сама идея реформирования социальной системы требует. С другой, рубить под корень систему социальной помощи при невысоких пенсиях и доплатах - значит, нарываться на социальную бурю. А с учетом некоторых категорий льготников - и на гражданское сопротивление. В лучшем случае. В худшем - можно получить и вооруженный отпор, переходящий в затяжную гражданскую войну. Опыт других стран — тому ярчайшее подтверждение. Напомним, что главной движущей силой протестов у ВР стали две общественные организации - «Украинский союз ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов)» и «Никто, кроме нас», собравшая под свои знамена более широкий спектр военных ветеранов. «Пока рабочая группа (из числа общественных активистов - прим. Авт.) не даст добро, закон депутаты не примут», - твердо заверил представителей СМИ глава УСВА Сергей Червонопиский. «Мы против какой бы то ни было дискриминации ветеранов и всех льготников, — сказал специально для «МС» лидер «НКН» Александр Ковалев после участия в переговорном процессе с представителями Кабмина и Верховной Рады. — Нельзя людей лишать тех льгот, которые они по праву заслужили - кто своим самоотверженным трудом, а кто и «оплатил» собственной кровью. Государство без социальных гарантий - что командир без полномочий, воин - без оружия, страна - без защитников. Когда государство откажется от социальной защиты, люди сами начнут защищаться от государства»... Как это умеют делать «люди в погонах» - страна увидела в коротких репортажных телекадрах. Некоторые депутаты и члены Кабмина ощутили это, что называется, на себе. Бывшего танкиста, а нынешнего вице-премьера Сергея Тигипко «наградили» обидным словом «душман». Как сказал один из активистов, «в конце концов, не пинками». Лидер фракции регионалов Александр Ефремов попал под монетный «обстрел» и получил ушат воды. Надо признать, что Ефремов держался достойно и, оказавшись во «вражеском плену», - живом коридоре эмоционально возбужденных ветеранов — не посыпал голову пеплом. «Нам приходится исправлять ошибки, которые наделали наши предшественники... Мы совместно с вашими делегатами, представителями правительства и парламента создадим рабочую группу, которая доработает законопроект», - заверил лидер фракции регионалов. Несправедливость к одному - угроза для всех Что показали события «кровавого вторника»? Уверенность депутатов в том, что важнее всего поиски диалога между теми, кто на Олимпе власти, и теми, кто на него карабкается, - такая же призрачная иллюзия, как и вера в то, что народных избранников, в случае социальных катаклизмов, спасет депутатский значок. Не надо забывать ментальность народа, убедительно описанную Гоголем в «Тарасе Бульбе»... Диалог важен и нужен с людьми, интересы которых задевают те или иные политические или законодательные решения. При анемичных профсоюзах и отрывающихся от народных нужд партий этот диалог власти с общественными организациями не может быть не налажен. Ведь в последних немало прагматично мыслящих, незашоренных политически, компетентных и по-государственному думающих людей. Именно в общественных организациях, похоже, хорошо усвоили главное правило демократии: несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех.
Николай ЗАКРЕВСКИЙ
|