Темой фильма стало роковое решение советского руководства о вводе войск в Афганистан. Нельзя сказать, чтобы данная проблематика испытывала и испытывает недостаток в комментаторах и аналитиках. Казалось, что конец 70-х - начало 80-х годов уже достаточно проработаны по всем направлениям, ведь были же воспоминания спецназовцев КГБ, убивших Х.Амина, афганских душманов, воевавших с "шурави", советских генералов в отставке и многих, многих других, имевших отношение к этой почти десятилетней войне.
Нельзя сказать, чтобы мы узнали что-то принципиально новое о тех более чем двадцатилетней давности событиях. Да, президент революционного Афганистана Тараки просил А.Косыгина прислать в его страну советскую военную технику, а также солдат и офицеров, но чтобы об этом никто не узнал. Да, Ю.Андропов и Д.Устинов настояли на вводе войск в Афганистан, а А.Громыко примкнул к этому решению. Да, спецназ КГБ "зачистил" президента Амина в его дворце. Да, советской оккупацией Афганистана была спровоцирована чудовищная гражданская война, которая, по сути, не закончилась и до сих пор.
Но все же на одно уже ставшее тенденцией обстоятельство не обратить внимание невозможно. Речь идет о так называемых "проговорках", когда создатели того или иного фильма или передачи могут, занимаясь созданием столь необходимого, по словам господина Фрадкова, россиянам позитива, вдруг в самом невинном месте совершенно нечаянно проговориться.
Дело в том, что знакомые пассажи господина Боровика о великом и ужасном противостоянии США и СССР, ЦРУ и КГБ вдруг нарушила более чем крамольная мысль о том, что величие наших вооружённых сил и спецслужб в те годы было очередным мифом, а бездарные и одновременно трагические события в Афганистане стали тому ярким подтверждением. Тогда КГБ более был озабочен отлавливанием желающих выехать из "социалистического рая", а высокие военные чины увлеченно осваивали подмосковные дачные пространства.