Игольченко Сергей Викторович - старший механик-водитель танка одного из подразделений Сухопутных войск в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), рядовой.
Родился 4 июля 1966 года в деревне Берёзовка Бутурлиновского района Воронежской области (ныне в черте города Бутурлиновка) в крестьянской семье. Русский. Окончил 8 классов Берёзовской восьмилетней школы и профтехучилище. Работал в колхозе «Березовский».
В Советской Армии с ноября 1985 года. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Старший механик-водитель танка комсомолец рядовой Сергей Игольченко, боевая машина которого за период участия в боевых действиях шесть раз подрывалась на вражеских минах и фугасах, был дважды ранен, шесть раз контужен, но каждый раз оставался в строю.
Как вспоминал сам Сергей Игольченко: «...один из уроков Афганистана: танковый экипаж во время движения находится на броне. Кроме, естественно, механика-водителя. Правильно говорится: пуля-дура. Может зацепить, а может и мимо просвистеть. Другое дело мина или фугас. Окажись экипаж при подрыве внутри танка – не позавидуешь ребятам. А так, тряхнет только, да на землю сбросит. Механику же деваться некуда, его место в утробе машины. Подрыв для него – беда...»
Указом Президиума Верховного Совета от 3 марта 1988 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан рядовому Игольченко Сергею Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11569).
В 1987 году отважный воин-танкист уволен в запас, вернулся на родину. Работал каменщиком в строительной бригаде, а в последующие годы - мастером производственного обучения в Профессиональном училище № 39 города Бутурлиновки Воронежской области...
Награждён орденом Ленина, медалью.
И ОДИН В ТАНКЕ ВОИН
Он сидел в танке один-одинёшенек и... отдыхал. Весь экипаж, плюс комбат и двое сапёров, взятых «пассажирами» на броню, отправились на рекогносцировку пешком. Огромные валуны, может, и случайно рассыпанные кем-то поперёк дороги, были непреодолимым препятствием. Попробовали их штурмовать с разгона - не вышло.
Итак, группа скрылась впереди, а его оставили в машине за хозяина. Мечта сбылась.
Сергей Игольченко ещё в учебном подразделении надеялся стать командиром танкового экипажа. Но о мечтах его никто не спросил. Определили в наводчики. Пришлось стать лучшим наводчиком. Среди курсантов. И опять неприятность: лучшего отпускать из учебки как раз и не хотели. Хорошо, командир оказался демократичным. Согласился с аргументами подчинённого: действительно, в Афганистане тот нужнее. И уже там через несколько месяцев представилась ему возможность сменить, военную специальность. Роте требовался механик-водитель, а свободных специалистов не было.
К механикам-водителям, надо сказать, требования - как к лётчикам-испытателям, которые, согласно фронтовой поговорке, должны свободно летать на всём, что летает, и с некоторым усилием - на том, что летать не может. Так вот, испытания свои Игольченко провёл неплохо, с некоторым даже, как сказал старший техник роты, искусством. И то, что в течение службы рядовой Иголъченко шесть раз подрывался на минах и фугасах, горел, был контужен, ни в коем случае его профессионализма не умаляет. По афганским меркам такое число «аварий» даже на дырку в техталоне не тянет.
...Группа отошла метров на триста, когда на правом склоне блеснула вспышка выстрела. Тут же застрочил крупнокалиберный пулемёт, беспорядочно захлопали винтовки.
Одно из безоткатных орудий он «заткнул» первым же выстрелом: оказалось, от прошлой военной специальности как будто и не отвыкал. Дальше пришлось действовать за командира танка.
- Зарядить!..
Но заряжать было некому. Превозмогая вдруг появившуюся боль в коленном суставе, перебрался на место заряжающего. Теперь опять к прицелу. Уничтожена ещё одна огневая точка. А по броне тупыми, взвизгивающими ударами секли пули, осколки камней и снарядов. И он снова командовал самому себе: Зарядить!
И снова выполнял команду. Не переставая думать, как там, впереди, ребята, комбат? С одной стороны, надо бы к ним, с другой - нельзя оставлять танк. Но командир, пусть даже без подчинённых, не для того только, чтобы команды отдавать. Принимать решения должен. Рискованные? Да. Но и единственно верные. И командир Игольченко отдал приказ рядовому Игольченко вернуться на штатное место механика-водителя.
Валуны, конечно, и со второй попытки не расступились. Только чуть подались вперёд. Но и этой «уступки» хватило, чтобы танк, натужно ревя мотором, протиснулся между ними и каменистым склоном горы.
...Вскоре экипаж был на местах. Игольченко развернул машину, работая пулемётом по курсу. С башни из автоматов отстреливались сапёры. Но тут выстрелом из гранатомёта повредило гусеницу. Ну что ж, «механик-водитель» - термин, состоящий из двух слов. Очередность их не случайна. Если механик не сумеет в разгаре боя моментально сменить повреждённый трак, то как водитель он останется без работы. В данном случае профпригодность - вопрос жизни и смерти.
- Ну, вы герой, однако! - приговаривал старший техник роты, осматривая танк после боя.
И... как в воду глядел.