В это время в нашем экипаже уже находилось Знамя полка и мы не ходили вместе с нашей ротой , а были в колонне со штабом , связь по рации была с нш Михиным, и, колонну наверно, он и вёл. Перед входом в тоннель колонна остановилась,и ,через полчаса примерно, довольно быстро мы пошли дальше. Но не долго, примерно посерединне тоннеля мы упёрлись в уже стоявшие машины. Как и другие вспоминают, и мы моторы не глушили . Соответственно и было все загазованно, серовато -сизый дым заполнил всё пространство. Не знаю сколько времени это длилось все, во всяком случае не долго, иначе не писал бы сейчас эти строчки.Слёзы текли и глаза драло как никогда больше. К счастью колонна двинулась и мы ещё благополучно выскочили из тоннеля. И поздно вечером , уже внизу , унали о беде , что постигла за нами идущих. Почему-то нам официально не сообщили об этой трагедии вообще, хотя иногда нам доводили сведения о ЧП и прочих несчастных случаях , происходивших в других подразделениях.
В списке погибших на Саланге капитан только один - Мартынов. Я уже упоминал как-то, что у меня на глазах застрелился капитан-ракетчик, но настаивать на том, что это был именно капитан, т.е. он, не буду. Александру Келлеру: Ты же там был, сам видел, что переехать потерявшего сознание и не заметить этого было очень даже просто - кисти своей вытянутой руки не видать...
А я так так помню это. Наша секретная часть размещалась на двух КУНАХ ЗИЛ131 , идин зил загружен по самые окна топокартами на них мы с писарем секретной части Ходыревым Виктором растелили матраци поставили пулемет и два наших АК74 ящик гранат еще был, так и передвигались лежа на картах, а когда в тунеле начали задыхаться помню мы с Витьком ни стого нисчего начали вдруг между собой спорить (уже даже не помню изза чего), спор перерос в драку(видать крыши нам угаром посносило) упали на асвальт тунеля а понад землей просвет и дышать легче, комбриг Смирнов мимо проскочил платком лицо прикрывал приказывал всем не стрелять (Стрельба стояла неимоверная стреляли по стеклоблокам под потолком тунеля думали наверное будет больше воздуха , но черта с два), на земле мы поостыли прекратили борьбу.Потом когда выезжали из тонеля видели следы от гусениц танка одна гусянка поземле другая по стене тонеля (танк обошел колонну таким образом и сталкнул с прохода на выходе из тонеля заглохшую машину )А афганский автобус вклинившийся в нашу колонну стоял уже на улице а рядом лежали труппы афганцев видать угорели . Запомнился белый спресованный снег стеной и четыре кровавые полосы на уровне бортов автомобиля от пальцев рук (видать ктото хотел снежку хапнуть с угару да так казанки пальцев и снес до крови, снег как наждак).Позже уже узнал что несколько человек застрелились , сколькото угарели.
Я служил в зенитно-ракетной батарее 186-го мсп на "Шилке". Нашу "ласточку" подбили под Кундузом и экипаж разбросали по разным колёсным единицам. Я попал к ракетчикам в БРДМ. У них не хватало одного члена экипажа, стрелка. Были командир и водила. Помню у них всё время вытекала тормозуха и командир с водилой на каждой остановке пытались определить откуда. Ну, а чтобы хоть как-то тормозить, мы набросали на броню камней и молодой водила Маткеримов сидел сверху на броне, командир рулил, а я рассказывал ему байки, что бы он не заснул. Как только колонна останавливалась, Маткеримов спрыгивал с брони и клал под колёса камни. Колонна трогалась, он их выбивал и прыгал на броню. Днём я большей частью отсыпался на матрасе расстеленном внутри вдоль борта. Так мы и проехали тоннель. Командир за рулём, Маткеримов сверху на броне с камнями, а я спал на матрасе. Помню пару раз просыпался, смотрел в окно, стоял гул, был полумрак, спрашивал где мы, в ответ в тоннеле и снова вырубался. Похоже наша батарея прошла в первых рядах и у нас почти никто не пострадал.
В своей жизни один раз тоже угарал, все верно сказал, голова работает, а становишься на ноги и падаешь как будто они не твои, а потом долго болит голова.
Теперь уже не как админ, а как участник тех событий. Подошли к тоннелю где-то к исходу дня 23 февраля, во всяком случае темно уже было. Ещё на подходе к тоннелю возникли неудобства - идём не одни, параллельно с нами на Кабул идёт зенитно-ракетная бригада (именно на Кабул, а не обратно, как указывается в некоторых источниках), идут афганские "бурбухайки" и пр. Я, в то время лейтенант, командир 3 взвода 5 роты 186 мотострелкового полка, со своим взводом шёл в замыкании батальона с задачей обеспечить совершение марша батальона по маршруту Пули-Хумри - Саланг - Чарикар. Когда всё остановилось я был где-то в центре тоннеля. Дизеля чадят, никто не глушит... На расстоянии вытянутой руки не видишь своих пальцев... Пошёл вперёд, узнать в чём дело. У меня на глазах застрелился капитан-ракетчик. Не знаю, сколько раз, но я тоже терял сознание. В чувство приводили друг-друга поочерёдно: прапорщик Валерий Андреевич Дорошенко (ст. техник 5 мср, шёл на МТП передо мной в техзамыкании батальона) меня, я - его. Оказалось, что пробка где-то далеко впереди нас. Пришлось вернуться. За моей БМП № 557 в колонне стоял афганский автобус. Афганцы, ехавшие в нём, о чём-то говорили с моими бойцами. Оказалось, что просят спасти беременную девчёнку-афганку. Загрузили её в правый десант. Выжили ли эти бородатые мужики, которые не за себя боялись, а за ещё не родившегося ребёнка, не знаю, но она с нами благополучно добралась до Чарикара. Мой механик-водитель отрубился, пришлось самому сесть за штурвал когда колонна тронулась. Ведёшь машину конечно же по-походному. Впереди смутно видны габариты впереди идущей машины, слева на расстоянии вытянутой руки - стена тоннеля. Что и кто там под гусянками - неизвестно. Вот так по стенке и вывел свою 557-ю из тоннеля. Мои 558-я и 559-я тоже благополучно вышли. Позади нас никого из батальона не было. Но и впереди наших не видно. Даже от техзамыкания батальона (на МТП зампотех батальона м-р Ярош, техник 4 роты пр-к Володя Ермолаев и техник 5 роты пр-к Валера Дорошенко) мы отстали, пока выбирались из тоннеля. Километров через пять после тоннеля вижу в кювете наш ПАК из хозвзвода. Подруливаю к нему, лихо соскакиваю с брони и падаю на четыре кости - ноги не держат. Видимо, таково влияние угарного газа - башка соображает, а с ногами проблема. Пришлось моему ЗКВ (всё ж таки под бронёй поменьше получили дозу угарного газа) руководить выдёргиванием ПАКа. В итоге до Чарикара батальон дошёл без потерь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]